мир труд май Пляска смерти (Dance Macabre) – сюжет средневековой иконографии, сопровождаемый стихотворным текстом. Жанр Пляска Смерти возник в Центральной Германии и, распространившись по Европе, пышно расцвел на закате эпохи в XIV-XV вв. Этому периоду принадлежит известная максима - «Я смерть и не щажу никакой твари». В безумной пляске, символизирующей тленность всего сущего, объединились люди, полуразложившиеся трупы и скелеты всех полов, возрастов и сословий. Крестьяне, ремесленники, священники, рыцари, короли и даже Папа Римский неумолимо оказываются в стихийном потоке, ведь перед смертью все равны. На многих картинах присутствует и сама Смерть, одерживающая победу над соперником. Выразившаяся во многообразии форм, она вступает в сферу игры, возвышаясь до верховенства. Смерть – могущественный царь, полководец, жнец, птицелов, ловкий шулер или заводила в хороводе - вершит священную службу. Одним из первых ныне утраченных изображений Пляски смерти была роспись на кладбище Невинноубиенных младенцев в Париже, созданная в 1424-1425 годах. Однако в XVI веке, при последних королях династии Валуа, во Франции начинаются религиозные войны погубившие множество памятников, среди которых и изображения Пляски смерти, размещавшиеся на деревянных панелях при входе на кладбище. Преддверием Пляски Смерти принято считать французскую легенду «О трёх мёртвых и трёх живых», впервые прозвучавшую в источниках XII века. Трое знатных юношей, возвращаясь после охоты на кабана, теряются в тумане и отделяются от своих слуг. Неожиданно они сталкиваются с тремя распадающимися мертвецами. Рассказчик передает широкий спектр эмоций, пронзивших путников: от желания бежать, до оцепенения и решимости противостоять трупам. В конечном итоге мертвецы рассказывают юношам, что некогда и сами были знатными вельможами. Своей речью они напоминают живым, что ожидает тех в конце пути, призывая покаяться. На первом этапе существования Пляски смерти в ней участвовали только мужчины, как репрезентанты социального, носители общественного мнения. Женщина впервые появляется в цикле гравюр Гюйо Моршана, написанном в 1485 году. Теперь в этот сюжет привносятся новые интонации – сожаление об увядающей красоте и сладкой молодости. Основная идея Пляски смерти – напомнить о бренности и быстротечности всего сущего. Человек всегда должен быть готов к смерти. Неизменный лейтмотив средневекового миропонимания - признание тленности и мнимости всего сущего, кроме Бога и службы ему. Только служба ему молитвой и бдением - абсолютна, иные же формы занятий - второстепенны. Исидор Севильский в VI веке писал: “Никто не может объять одновременно славу божественную и славу века сего.” Эта идея оставалась ключевой на протяжение всей истории средних веков. Этот урок освоили даже самые неграмотные люди. Страх перед Смертью сопровождался ужасом перед муками ада, приравнивающим людей всех сословий и состояний. Смерть была предметом коллективного внимания и осмысления. #the_passage